Привет. Правила – это внутренние установки, которые у нас есть. Это чем-то похоже на убеждения. Есть явные, т.е. эксплицитные и неявные, т.е. имплицитные правила. Например, представь себе ребенка, которому мама сказала: «носи шапку».

Это правило может соответствовать контексту. А может не соответствовать. Это значит, что если на улице +30, а ребенок в шапке, т.к. мама сказала носи шапку – то мы имеем дело с поведением, регулируемым правилом, а не контекстом. Если бы поведение регулировалось контекстом, то ребенок распознал, что ему жарко и снял бы шапку.

Мы создаем правила относительно внешних и внутренних процессов. Например, мы можем создать правило – «тревога очень опасна», которое повлияет на поведение избегания, и в долгосрочной перспективе усилению тревоги, а также распространению ее на разные объекты, т.е. места, где она могла бы произойти. Потом это распространение затронет самоидентификацию, т.е. вызовет ощущение беспомощности, невозможности как-либо повлиять на обстоятельства и т.д.

В эксперименте, где испытуемым на экран выводили разные цветные фигуры, были две группы людей. Первым говорили, что за определенные фигуры они получат больше всего баллов. Вторым – ничего не говорили, они определяли все сами на опыте. Как ты догадываешься, первая группа быстрее определяла и набирала баллы.

Через некоторое время вторая группа ровнялась в результативности с первой. И в этот момент правила игры менялись, без предупреждения и указаний. Вот уже другая фигура давала больше баллов. Участники первой группы, были привержены правилу-указанию и продолжали его использовать. Вторая же группа распознавала изменение и реагировала на него. В итоге быстрее набирала больше баллов.

Вывод в том, что правила бывают очень удобны и экономят время. Они позволяют передать знания или руководство, даже если у тебя нет своего опыта. Но проблема в том, что может быть очень сложно заметить несоответствие правил изменившемуся контексту, а значит застрять в неэффективных стратегиях.

Для того, чтобы этого не произошло необходимо развивать контакт с контекстом. А начать можно с определения работоспособности того, что ты делаешь. Проблема на этом этапе в определении разницы работоспособности поведения в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Мы часто замечаем эффект, оказываемый поведением в краткосрочном периоде. А отслеживанием в долгосрочной перспективе пренебрегаем. Иногда сложно связать действия сейчас с результатами потом. Но это необходимо сделать, для определения неработающих стратегий, управляемых правилами. Как только ты определишь неработающие стратегии, ты сможешь перестать их использовать и тестировать новые.

Есть такой тип правил как податливость. Он характеризуется тем, что поведение ориентированно на последующую социальную реакцию, в виде поощрения или наказания. Проще говоря, Маша моет посуду, потому что это сделает маму довольной, или мама ее похвалит, или мытье посуды поможет избежать наказания от мамы за немытую посуду.

Такой тип правил создает поведение, которое по сути управляется другими. В итоге это отключает человека от его внутренней мотивации, его желаний, его ценностей. Всем приятно получить похвалу (или не получить наказание), но если это становится основным мотивом, то ставит человека в зависимость от мнения и реакций других.

Мы можем заметить, что следование правилам может быть уместным и функциональным. И оно же может приводить к застреванию в проблемной ситуации, нечувствительности к контексту или податливости. Отслеживая работоспособность поведения в краткосрочной и долгосрочной перспективе, развивая чувствительность к контексту и опираясь на свои ценности и смыслы, мы можем увеличить эффективность и гибкость поведения, и направить его в сторону ценностей.

Если статья была полезна - ставь лайк или можно поделиться.

Психолог, контекстуально-поведенческий терапевт Кирилл Крыжановский

Если потребуется помощь конкретно по вашей ситуации – записывайтесь на консультации. Психолог Кирилл Крыжановский



Made on
Tilda