Статьи

Есть очень важные наблюдения о ценностях

Есть очень важные наблюдения:

Студенты, которые изначально были больше сфокусированы на ЦЕННОСТЯХ, в долгосрочной перспективе были значительно более успешными (как в академической сфере, так и, что важно, в личном благополучии).

Студенты, которые были сфокусированы только на ДОСТИЖЕНИИ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ, без опоры на ценности, в долгосрочной перспективе показывали результаты не лучше, а в чем-то и хуже.

Почему так происходит?
Этот результат идеально иллюстрирует модель психологической гибкости:

Ценности - это компас. Это постоянно направляющие нас принципы, которые никогда не могут быть "достигнуты" окончательно. Они задают общее направление движения. (Например, ценность "быть любознательным").

Цели - это конкретные пункты назначения на пути, заданном компасом. Цель можно достичь и вычеркнуть из списка. (Например, цель "сдать сессию на отлично").

Проблема чистого целеполагания в том, что когда цель достигнута (или не достигнута), может наступить экзистенциальный вакуум ("что дальше?"). Неудача в цели может привести к полной демотивации и ощущению провала.

При ценностном движении, если студент движется в соответствии с ценностью (например, "быть компетентным и знающим специалистом"), то даже если он провалил один экзамен (не достиг цели), он не "выпадает" из процесса. Его ценность подсказывает ему: "Хорошо, это было трудно. Как я могу продолжать двигаться в направлении компетентности? Может, нужно по-другому готовиться или попросить помощи?". Ценность придает устойчивость и гибкость.

Таким образом, ценности создают постоянный контекст для достижения целей, делают процесс осмысленным и помогают психологически справляться с неизбежными препятствиями и неудачами.

Психолог Кирилл Крыжановский
Made on
Tilda